Великий труженик – шина
2025-03-25
1078
Во всех без исключения колёсных транспортных средствах есть несколько великих тружеников. Это шины, которые работают без отдыха круглые сутки даже когда колёсная техника не движется, а просто стоит на месте. Ведь восприятие вертикальной нагрузки в неподвижном состоянии тоже требует немалого напряжения от элементов конструкции любой шины. Не надо забывать и о том, что главнейшим несущим компонентом по части нагрузки в пневматической шине является сжатый воздух. Именно он берёт на себя 85-90% усилия от веса автомобиля с грузом. Нечастым исключением в процентном соотношении возможного распределения нагрузки между сжатым воздухом и резиновой оболочкой шины вместе с её каркасом могут быть модели в исполнении «ран флэт», которые способны выдерживать непродолжительное движение в спущенном состоянии с умеренной скоростью не выше 80 км/час.
Обратите внимание на строгость рекомендаций каждого автопроизводителя относительно размерности колёс и шин. Эти параметры закладываются ещё на этапе проектирования, поскольку от колеса зависят такие качества автомобиля, как динамика разгона, расход топлива, проходимость, плавность хода, устойчивость и в целом безопасность движения. Размеры колёс в сборе с шинами определяют объёмы колёсных арок, а значит, и планировку кузова, и удобства для пассажиров, и обтекаемость формы автомобиля.
В процессе многолетнего совершенствования пневматических шин появляется и применяется немало интересных решений, и только одно обстоятельство в данном направлении технического прогресса всегда остается неизменным. Речь идёт о чёткой закономерности: на единицу количества воздуха, находящегося в шине, должна приходиться строго определённая нагрузка. Например, каждый литр сжатого воздуха в шине легкового автомобиля способен воспринимать до 800 ньютонов, то есть приблизительно до 80 килограммов груза.
Ради любопытства несложно подсчитать внутренний объём шины в литрах, если знать ширину и высоту профиля выбранной вами модели, а также посадочный диаметр именно этой покрышки. На грузовиках с поперечным сечением шины до 250 миллиметров каждый литр сжатого воздуха способен удерживать до 700 ньютонов нагрузки. Ну, а у крупногабаритных шин в расчёт берётся пропорция 600 ньютонов на один литр сжатого воздуха. Впрочем, на практике считать литраж приглянувшейся шины совсем необязательно. Ведь буквально у каждой шины на её боковине указан индекс допустимой нагрузки. Приведённое здесь сравнение помогает понять, что если автовладельцу захочется вместо высокой и узкой шины с небольшим посадочным диаметром поставить шину пошире и пониже на увеличенное по диаметру колесо, то объём сжатого воздуха ни в коем случае не должен уменьшиться. Вот почему автопроизводитель для одного и того же автомобиля может указать два, а то и три варианта подбора колёс и шин: к примеру, 225/60R16 или 245/45R17. И в первом, и во втором случае количество сжатого воздуха, а значит, и его несущая способность останутся на нужном уровне.
Понятно, что рабочее давление воздуха в шине тоже влияет на её грузоподъёмность. По этой причине у коммерческой техники шины трудятся с гораздо большим давлением, нежели у легковых автомобилей.
Исключение составляют внедорожные транспортные средства, способные двигаться по слабонесущим поверхностям. Их широкие и объёмные шины с регулируемым давлением от 0,5 бара и выше специально спроектированы для езды по рыхлому снегу, по заболоченной местности либо по сыпучему песку.
И тут тоже всё объяснимо: для сохранения нужной грузоподъёмности при низком давлении приходится ставить более объёмные шины. В качестве примера можно привести колёса армейских грузовиков или экстремальных снегоболотоходов.
Совсем не случайно в компактной «запаске-докатке» с её малым внутренним объёмом рекомендуется поддерживать не 2,3 бара давления, а 4,2. Опять же и ехать на таком, с позволения сказать, «костыле» быстрее восьмидесяти километров в час тоже не стоит. А когда нужна и большая грузоподъёмность, и малая погрузочная высота платформы, то конструктору поневоле приходится выбирать колёса небольшого диаметра со скромным объёмом сжатого воздуха в шине. Выход из положения напрашивается сам собой – увеличивать количество осей и ставить спаренные колёса. Яркой иллюстрацией такого подхода является низкопольный полуприцеп в виде трала-тяжеловоза. По числу компактных колёс он похож на насекомое-сороканожку. Если же высота транспортного средства особо не ограничена, то при его внушительной грузоподъёмности логично смотрятся огромные колёса с очень объёмными шинами. Например, именно так выглядят гигантские карьерные самосвалы.
Возвращаясь к наиболее распространенным легковым автомобилям, стоит отметить, что заводские рекомендации по применению соответствующих колёс и шин опираются не только на запланированный объём сжатого воздуха. Важную роль играет также ширина протектора и реальные сцепные качества шин. Требования по безопасности трактуются следующим образом: легковой автомобиль на горизонтальном сухом однородном покрытии не должен опрокидываться при любых действиях водителя!
Иными словами, даже если экстренно тормозить или же, наоборот, утапливать в пол педаль акселератора вместе с резким поворотом руля, то при любой скорости машина может максимум только срываться в скольжение, но ни в коем случае не переворачиваться и не заваливаться набок. Ещё раз подчеркну: именно на горизонтальном однородном и ровном покрытии! Естественно, что удар колесом о бордюр после скольжения либо крутой откос способны всё-таки спровоцировать опрокидывание. Но на горизонтальной однородной поверхности, будь это даже сухой асфальтобетон взлётно-посадочной полосы, шина должна при боковой перегрузке скользить, а не намертво прилипать к дороге.
Отсюда следует несложное умозаключение: заводскую инструкцию к вашему автомобилю составляли умные и образованные люди, чьи наставления требуют неукоснительного выполнения. А вот эксперименты с подбором широченных, выпирающих из арок колёс и столь же широченных шин при вышеописанных ситуациях могут привести к прискорбным последствиям.
Кстати, и у самих колёс, будь то стальная штамповка, или же кованые изделия, либо их легкосплавный вариант тоже есть ряд ключевых параметров, соблюдать которые крайне важно. Далеко не всегда одно только совпадение крепёжных отверстий гарантирует отличную устойчивость и управляемость автомобиля. Например, отклонение от рекомендованной величины вылета у нестандартного колеса всего на каких-то 10-15 миллиметров может превратить езду в сущее мучение, особенно на неровной дороге.
И вот ещё какой момент нужно учесть: в связи с наступлением весенней распутицы важно почаще контролировать давление воздуха в шинах. Разрушающийся асфальт, подводные и надводные ямы, вытаявшие из-под снега куски металла, стекло, саморезы, гвозди и много чего ещё способно повредить шину. А ведь шина по принципу своего действия во многом схожа с баллоном пневмоподвески.
Есть в ней достаточное количество сжатого воздуха с номинальным давлением? Значит, есть и упругость, и стойкость к ударам, и надлежащая грузоподъёмность. Ну, а обмякшая покрышка уже не боец – при резком ударе о какое-то препятствие можно не только прорубить сложившуюся боковину, но и замять край либо вовсе расколоть обод легкосплавного колеса.
Таких повреждений сейчас сколько угодно, достаточно заглянуть в любую шиномонтажную мастерскую. Поэтому при каждом подходе к автомобилю в первую очередь осуществляем визуальный контроль колёс. Появились сомнения по части утечки воздуха? Тогда немедленно берите в руки манометр и при необходимости подкачивайте мягковатую шину, не затягивая решение вопроса с наметившимся шиноремонтом.
Спасение собственного комплекта колёс и шин – дело рук самого водителя, безусловно – это его зона ответственности. Чтобы реже попадать в ямы, приучите себя постоянно сканировать взглядом проезжую часть, направляя свой взор от намеченной точки или движущегося объекта вдали и затем просматривать пространство всё ближе и ближе к капоту автомобиля. Отслеживание дорожной обстановки таким образом должно быть цикличным и постоянно повторяющимся. Неослабевающее внимание к состоянию дороги без отвлечения на посторонние дела во время поездки плюс контроль за давлением и правильный выбор скоростного режима помогут вам сберечь и подвеску, и колёса, и шины!
Наш эксперт: Залознов Василий Иванович