О грамотном использовании реальных возможностей шин
2024-02-26
1157
По улицам и дорогам мимо нас ежедневно проезжают десятки и сотни автомашин. С точки зрения пешехода ему абсолютно всё равно, какие шины установлены на том или ином автомобиле. А вот для водителя транспортного средства рабочие качества его шин имеют первостепенное значение.
Чтобы научиться грамотно использовать возможности шин при прохождении виражей, полезно усвоить и мысленно представлять в своей голове распределение веса автомобиля по колёсам или по осям в зависимости от Ваших действий.
Очевидно (и порой даже заметно на глаз), что при торможении автомобиль прижимает к дороге переднюю часть, одновременно приподнимая заднюю. И наоборот, при резком старте или при интенсивном разгоне машина спереди будто привстаёт на цыпочки, заодно приседая на корму. А на поворотах наблюдается другая ситуация. В напряженном скоростном вираже кузов автомобиля кренится на наружной кромке. За счёт центробежной силы вес машины в той или иной степени переносится на внешние по отношению к изгибу дороги колёса.
Исходя из этого, проще понять несложную физику процесса. Ускоряясь, тормозя или поворачивая руль, мы можем нагружать дополнительным весом хоть переднюю часть, хоть зад своего авто, хоть какое-то одно колесо.
А чем больший вес в данный момент находится на конкретной оси или на колесе, тем выше там будет сцепление шин (либо шины) с дорогой. Так вот, умело меняя баланс сил при прохождении виражей, можно научиться ездить красиво, быстро и безопасно.
Для этого рекомендую запомнить простое буквенное сочетание: З-П-Т. В нём кроется грамотная тактика преодоления поворотов. З – загрузка, П – поворот руля, Т – тяга.
Первая фаза З, загрузка передней оси, выполняется ещё на прямом участке при снижении скорости. Подгрузить передние колёса перераспределением веса на них можно либо лёгким притормаживанием, либо включением понижающей передачи с последующим торможением двигателем. Гонщики про это говорят так: «Положить на капот два мешка картошки.» Фаза замедления должна быть рассчитана так, чтобы загрузка передней оси не прекращалась вплоть до начала поворота руля. Вот тогда прижатые к дороге передние шины будут обладать лучшим, чем прежде, сцеплением, и машина чётко выполнит Вашу очередную команду.
Следующая фаза – П, поворот. После того, как Вы прекратили торможение и одновременно с этим повернули руль, нужно чуточку подождать, пока автомобиль, что называется, встанет на дугу виража. Ведь на сжатие пружин, продавливание подгруженных амортизаторов и упругую деформацию шин потребуется примерно одна-две секунды. А когда Вы почувствовали, что автомобиль принял манёвр, переходите к фазе «Т». Без промедления, но плавно, аккуратно начинайте ускорять автомобиль вплоть до выхода из виража. Так следует поступать независимо от типа привода – задний, передний или полный.
Во-первых, наличие тяги на ведущих колёсах позволяет не терять ход, а, наоборот, проезжать поворот быстрее. А, во-вторых, если Вы ошиблись и пожадничали с ускорением на вираже, то при проскальзывании ведущих колёс Вам нужно всего лишь ослабить нажатие на акселератор. Этого достаточно, чтобы шины вновь зацепились за дорогу. Стабилизация автомобиля при инстинктивном сбросе «газа», как правило, происходит сама собой даже при отсутствии системы курсовой устойчивости.
Итак, ещё раз: З-П-Т, загрузка-поворот-тяга. Советую использовать этот алгоритм в повседневной езде, осмысливая поведение машины. Притормаживание перед виражом, совмещенное при завершении с поворотом руля, и затем добавление тяги должны стать для Вас привычным элементом вождения.
Кстати, умелое перераспределение веса по шинам хорошо описывает пример немецкого учёного, профессора Камма, который работал на кафедре «Автомобили» технического университета в Штутгарте.
Представьте, что находясь в квартире, Вы несёте перед собой по длинному коридору из кухни в зал тарелку с борщом, стараясь не расплескать горячее первое блюдо. В конце коридора Вам приходится замедлить шаг, и в ту же секунду борщ по инерции устремляется вперёд, к передней кромке тарелки. Бормоча что-то себе под нос в адрес хозяйки «Хорошо, что не налила до краёв», Вы поворачиваете в дверной проём перед залом, например, налево. В это время основная часть борща, соответственно, смещается правее. Если потом, уже нацелившись прямо к столу, Вы ускорите шаг, то борщ тут же перетечёт ближе к Вам, к задней части тарелки.
Помимо кухонной аллегории профессор Вунибальд Камм нарисовал ещё и графическое изображение сцепления шин в зависимости от баланса сил, воздействующих на автомобиль.
Окружность профессора Камма и его классический пример тарелки с гороховым супом (в русском варианте – с борщом) помогает лучше понять, что происходит с автомобилем при тех или иных действиях водителя. Хотите загрузить правое переднее колесо? Не вопрос: притормозите и поверните руль влево! Хотите удачно проехать над внезапно возникшей по курсу глубокой выбоиной? Если рядом нет помех, то сделайте короткое энергичное рулём, перенося тем самым вес автомобиля на ту сторону, где сохранилась ровная проезжая часть. А в это время другая, разгруженная манёвром пара колёс, легко минует препятствие.
Неустанно совершенствуйте своё водительское мастерство, постоянно учитесь, желательно на чужих ошибках. Ведь высокая квалификация водителя является не только основой безопасности движения, но ещё и залогом долгой безупречной службы автомобильных шин. Знайте: чем плавнее Вы управляете автомобилем, тем меньше изнашиваются его шины.
В очередной раз напомню о важности регулярного контроля за оптимальным давлением воздуха. У недокачанной шины, образно говоря, середина протектора проседает внутрь, и основная нагрузка ложится на края беговой дорожки.
Отсюда ухудшение сцепления с дорогой и неравномерный износ. Кроме того, с низким давлением воздуха растет расход топлива и усиливается нагрев шины, что в конечном счёте ведёт к сокращению срока её службы.
А при слишком высоком давлении центральная часть протектора, наоборот, выпячивается наружу. В результате перекачанная шина быстрее сотрётся посередине. О комфорте и полноценном сцеплении с дорогой в подобных случаях тоже говорить не приходится.
Ну, а в качестве аргумента для своевременной замены изношенных шин можно привести данные зарубежных научных экспериментов.
На легковом автомобиле малого класса с передними ведущими колёсами при глубине рисунка протектора 8 миллиметров тормозной путь со скорости 100 км/час составил 76 метров. При износе выступов на протекторе до трёх миллиметров автомобиль стал останавливаться уже на отметке 110 метров. Как говорится, почувствуйте разницу! А когда от протектора остался миллиметровый слой, тормозной путь вырос более, чем в два раза!
Эти цифры указывают на то, что в реальной дорожной обстановке от состояния шин может зависеть не только сохранность автомобиля, но в каких-то случаях и Ваша дальнейшая судьба.
Никогда не экономьте на безопасности, не тяните с заменой потрёпанной резины до достижения запредельного износа!
Счастливого Вам пути на технически исправном автомобиле с отличными шинами!
Наш эксперт: Залознов Василий Иванович